02:46 

О халадин

[Гло]
Капитан Нелогичность

Информации о халадин я нашла как-то до обидного мало.
Возможно, я искала не в тех текстах, или искала не так, но вот все, что удалось
выцепить:


О приходе халадин в Белерианд. Причины:


Халадин пришли в Белерианд в 312 году Первой Эпохи (в
«Сильме» сказано, что халадин пришли в Белерианд вторыми, в «О гномах и людях»
- что третьими).

В поход они двинулись, скорее всего, по тем же причинам, что
и все остальные люди. Причины эти довольно ясно обрисованы в «Атрабет Финрод ах
Ангдрэт» (искренне советую прочитать-перечитать этот текст, особенно «Легенду
Аданэль»). Если говорить кратко, то Моргот обманом заставил людей служить себе
и творить всяческие мерзости. Люди назвали Моргота своим божеством и даже
приносили ему человеческие жертвы, из-за чего Эру, как полагали сами атани,
отвернулся от людей и сделал их смертными. Люди поняли, что Моргот обманул их и
бежали на запад, в надежде достичь великого моря, за которым, по слухам, были
вечный Свет и Силы мира. Люди надеялись, что там, за морем, тьма и смерть их не
настигнут. (и все-таки лучше загляните в «Атрабет» ;) )


Как выглядели халадин, и как выглядел их уклад:

Внешне халадин были схожи с людьми из народа Беора (те были
темноволосыми и сероглазыми, и больше всех из людей походили на нолдор),
правда, халадин были ниже ростом и «не столь жадны до знаний». И, я думаю, пришедшие
в Белерианд халадин, как все тот же народ Беора, были «бедны и плохо
вооружены».

Офф-топ: а вот сейчас последует большой кусок моих домыслов.

Я испытываю большое и нездравое желание провести параллель
между халадин и древними германцами. Профессор пишет, что «у халадин не было
вождей, и жили они не кучно. Каждая усадьба стояла сама по себе, и не было у
них общих законов». У древних германцев было нечто подобное – небольшие, в
несколько домов, хутора, стоящие отдельно друг от друга, отсутствие вождей –
каждый совершеннолетний свободный мужчина племени мог выступать на народном
собрании (тинге) и влиять на принятии решений.

Кроме того, мне жутко хочется сделать из халадин в первую
очередь скотоводов (а скот, соответственно - главной ценностью халадин),
охотников и собирателей. Посудите сами – прежде чем прийти в Белерианд, халадин
прошли через полконтинента. Думаю, им должно быть еще довольно далеко до
оседания на землю (хотя подсечно-огневое земледелие и перелог они могли знать)
и превращения земледелия в свое основное занятие (гончарный круг у них тоже мог
быть не распространен, кстати…).

За эту гипотезу, кстати, говорит тот факт, что лайквенди
Оссирианда люди не угодили именно тем, что были «племенем лесорубов и
охотников».

 

О взаимоотношениях с эльфами:

В «Сильме» написано, что люди до прихода в Белерианд
встречались с Авари (и, м.б., даже с синдар), и многому у них научились, в
частности, позаимствовали много слов. Но халадин говорили на языке, отличном от
языка беорингов и хадорингов. Этот народ «…отличался от других Атани, и
разговаривал на ином языке; и даже присоединившись к союзу с Эльдар, он
держался порознь от остальных. Между собой люди этого народа предпочитали
общаться на своем языке, и хотя необходимость вынудила их изучать Синдарин для
общения с Эльдар и другими Атани, многие плохо понимали его, а те, кто редко
бывал за границами своих лесов и вовсе не знали его…».

Здесь, похоже, опять последуют мои домыслы.

Есть у меня некое подозрение, что халадин, в отличие от
остальных народов, до Прихода в Белерианд с эльфами контактировали либо мало,
либо плохо. Либо и то, и то сразу)

Придя в Оссирианд, халадин не находят общий язык с местными
лайквенди – те «не очень привечали их», и потому халадин уходят дальше, на
север. Далее – Халет отказалась от помощи и поддержки Карантира (это, конечно,
относительно игры – будущее, но все же). Конечно, все может быть в том, что и
лайквенди, и Карантир не отличались сговорчивостью. А может быть, все дело в
том, что халадин по каким-то своим причинам с довольно большим подозрением
относились к эльфам в целом. Как к совершенно иному, чуждому народу. Опять же,
это отличие в языке с остальными народами Эдайн – оно вполне могло заключаться
именно в том, что халадин меньше всего позаимствовали слов у квенди.

Но, в целом, этот момент я бы хотел отдать на откуп команде
халадин. И вообще, все мои имхастые имхи, которые я изложил выше (и которых
будет еще многоJ),
я с огромной радостью готов обсудить и пересмотреть.

И снова мои домыслы, а так же объяснение, откуда на этой
игре взялись халадин ?
В «Сильме» написано, что, придя в Белерианд, халадин сначала
осели в Оссирианде, но вскоре ушли оттуда из-за лайквенди, бывших весьма
недружелюбными с чужаками. И пришли халадин на север, в земли Карантира, где
«они в некоторое время жили в мире, а подданные Карантира не обращали на них
внимания». Мне кажется, что, наученные горьким опытом общения с лайквенди,
халадин, откочевав на север, решили сначала выяснить у владыки тех земель, на
которые они пришли, дозволено ли им на них поселиться. Собственно, этим и будут
заниматься халадин на игре – договариваться с Карантиром насчет земли=)

Обычаи и верования халадин:

«…Они неохотно перенимали новые обычаи и традиции и
сохранили свой уклад жизни, казавшийся во многом странным Эльдар и остальным
Атани, с которыми они имели немного дел, за исключением военных. Тем не менее,
они были верными союзниками и доблестными воинами, но посылали в битвы вне
своих границ лишь небольшие отряды, ведь они были и остались немногочисленным
народом, озабоченным больше защитой собственных лесов, и они превзошли всех в
лесных способах ведения войны. Одним из странных обычаев…было то, что многие
воины были женщинами, хотя немногие из них участвовали в великих битвах. Это
определенно был древний обычай… ». На этом кончается все то, что я смог
отыскать касательно традиций халадин. Но.

В «Атрабет» (о, этим текстом я готов надоедать вам
бесконечно, дорогие друзья) есть немного о том, во что верило большинство людей
Белерианда (не Мудрые, не Люди Древней Надежды, а именно простые обыватели).
Андрэт говорит Финроду следующее: «Кто такой Единый, Которого вы зовете Эру?
Оставим тех людей, что служат Безымянному - хотя их много в Средиземье.
Большинство остальных считают, что мир есть война между Светом и Тьмой,
обладающими равной силой. Но Вы скажете: нет, это Манвэ и Мелькор, а Эру выше
их. Значит, Эру - величайший из валар, великий бог среди прочих богов (так
говорят многие, даже среди атани), король, что живет вне своего королевства и
дозволяет вельможам делать что вздумается? Нет, говорите Вы, Эру - Единый, и
равных Ему нет, Он сотворил Эа, а сам - вне ее; валар могущественнее нас, но
немногим ближе к Его величию. Не так ли?»

Так вот, я сильно сомневаюсь, что у халадин есть даже знания
этого самого большинства. Не факт, что они знают про Эру и большинство Валар.
Даже если халадин как-то контактировали с Авари, то те могли рассказать им
разве что про Оромэ, Манвэ и Варду и про то, что там, за Морем на западе, есть
Свет и блаженство (собственно, именно за этим Светом и блаженством люди пошли
на запад). В остальном же, я думаю, среди халадин могли процветать какие угодно верования. Вера в силы природы, шаманизм, язычество – да все, что душе угодно.

Ну и напоследок:

Как и гномов, халадин нельзя назвать «безусловно светлым»
народом. До прихода в Белерианд между халадин были междоусобицы, кроме того,
Моргот, прознав о том, что люди идут на запад, начал подсылать к ним своих
слуг, чтобы сеять раздор и ненависть к эльфам) Правда, вот уже потом у
халадинов появился к Морготу личный счет на много-много пунктов. После
знаменитой истории с орками, едва не вырезавшими совсем всех халадин без
остатка. «Где отец мой Халдар и брат мой Халдад?» (ц) Вот так-то.

Комментарии
2011-05-27 в 11:40 

Marven
Душа страшней меча. (c)
В концепте, который прописывала лично я, была эволюция халадин из скотоводов и кочевников до кочевников-охотников и переориентация их на лесных жителей. Но важное но: в Бретиле (а может и раньше) халадин крайне мало и осторожно рубили лес - потому что жили в нем отнюдь не одни и помимо тинголовских эльфов под боком, с ними жил и "лесной народ", друадан. Посмотри анфиниши еще, там вроде была пара легенд.
Если хочешь, я попробую сделать тебе подборку.

2011-05-27 в 13:30 

[Гло]
Капитан Нелогичность
Marven
Да, я адово хочу подборку)
Если халадин осторожно рубили лес, то за что же их так невзлюбили лайквенди? Только за охоту и "нарушение покоя"?

2011-05-27 в 13:34 

Marven
Душа страшней меча. (c)
Silverflame, я не знаю, как у них обстояло дело в Оссирианде с деревьями, я логически вывожу только Бретильские времена.

2011-05-29 в 11:28 

[Гло]
Капитан Нелогичность
я не знаю, как у них обстояло дело в Оссирианде с деревьями - этого, увы, не знает никто))) Хотя я не думаю, что они занималисб прямо-таки бесконтрольной "орочьей" вырубкой, но... Думаю, если бы халадин вздумали заняться подсечно-огневым земледелием на занятой территории, оссириандские эльфы бы не обрадовались. Мягко скажем.

2011-05-29 в 12:16 

Marven
Душа страшней меча. (c)
Silverflame, я опять же сильно сомневаюсь, что жили они именно в Семиречье. Скорее они через него прошли к южной границе Таргэлиона и там уже развлекались.
Хотя я вообще сильно сомневаюсь, что они занимались земледелием в принципе. Это кочевой народ, причем не степного типа, а лесного. Они охотники в первую голову, и я подозреваю, что оседлости у них как таковой не было вообще до Бретиля, в чем одна из причин отказа Халет.

2011-05-30 в 00:02 

[Гло]
Капитан Нелогичность
Marven
я опять же сильно сомневаюсь, что жили они именно в Семиречье - а я и не говорю, что жили. Но могла быть какая-то попытка закрепиться. Поскольку зеленые эльфы были "недружественны" - попытка провалилась, пришлось уходить к Карантиру.

оседлости у них как таковой не было вообще до Бретиля - тут я с тобой поспорю. "Now Haladin did not live under the rule of lords of many together, but each homestead was set apart" - homstead - это усадьба, ферма, жилище с прилегающим к неему участком. Как-то вот не вяжется это с кочевниками-охотниками + Хавлдад, построивший укремления, за которыми халадин спасались от орков и держали оборону до тех пор, пока припасы не кончились. Тут, скорее, не кочевники-охотники в чистом виде, а постепенно оседающие на землю кочевники, с зачатками примитивной государственности (уж военные вожди у них точно были)

2011-06-27 в 01:18 

kemenkiri
"Тюрьма и ссылка по вас плачет, журнал, разумеется". (Маяковский, "Баня") // Лучше молча proscrire
"О гномах и людях" из 12 тома уже попался текст? Таа части про людей есть немного осмысленного про них, неплохо дополняет Сильм. "Скитания Хурина" - более поздний период (после смерти Турина), т.е. надо делать скидку на плохие времена (как и в случае "Нарна"), но это самый обширный текст о халадинах. О Сильме и тексте "Лруэдайн" тут уже говорят, а больше ничего, пожалуй, крупно-толкового и нет...

2011-06-27 в 01:30 

[Гло]
Капитан Нелогичность
"О гномах и людях" из 12 тома уже попался текст? Там в части про людей есть немного осмысленного про них, неплохо дополняет Сильм. - да, попался) Оттуда и из Сильма информация и бралась)
О, а вот Нарн и Скитания как-то даже в голову не пришли! Надо бы взглянуть...
Спасибо за совет)

2011-06-27 в 02:44 

kemenkiri
"Тюрьма и ссылка по вас плачет, журнал, разумеется". (Маяковский, "Баня") // Лучше молча proscrire
"Скитания" точно есть на АнК. А в "Нарне", на мой взгляд, кроме собственно бретильских глав. еще очень характерно описание того хутора, девушку с которого спасает от разбойника Турин. Это за-тейолинские, т.е. "более дикие халадины" - т.е. примерно так они, наверное, все и жили, пока сидели отдельными хуторами, до того нападения.

     

РИ "В годы Долгого Мира"

главная