[Гло]
Капитан Нелогичность
Советую прочесть это не только игрокам, собирающимся играть гномов, но и и.р. эльфов) Пригодится)

Итак, про гномов:

Название и общий облик:
Самоназвание гномов – казад, но эльфы называли их наугрим («низкорослые» - как мне кажется, это название было несколько оскорбительным) и гонхиррим (более вежливое «владыки камня»). Рост гномов составляет от 1 до 1,5 метра, они очень сильны и выносливы, и гораздо легче, чем другие народы, переносят голод, усталость и ранения. До 30 лет гном считается слишком юным для тяжелой работы или сражений. Достигнув 30 лет, гномы даже по человеческим меркам быстро входили в полную силу и скоро начинали выглядеть на свой возраст. К сорока годам все становились похожи друг на друга, и так продолжалось до той поры, которая считалась у них старостью - около 240 лет (300-летний гном – почти такая же редкость, как 100-летний человек).
Ну и конечно, нельзя не сказать про бороду) Гномы ей гордились и растили всю жизнь – никто и никогда не видел безбородого гнома.

О сотворении гномов:
Задолго до пробуждения эльфов Ауле (на гномьем языка – Махал) создал семерых праотцев гномов и их шестерых жен (мы берем версию из примечаний к тексту «О гномах и людях», «беспарный» праотец - Дурин), поскольку мечтал об учениках, а ждать пробуждения эльдар и людей ему было невмоготу. Эру узнал об этом и, явившись к Ауле, объяснил, что сотворенные им гномы не имеют собственной воли и разума, и делают лишь то, что он захочет. Ауле в порыве раскаяния хотел уничтожить «запоротый проект», но Эру сжалился над ним и даровал гномам собственное, отдельное от Ауле, бытие. Правда, с условием, что «дети моего милосердия» (гномы) проснутся позже «детей моих дум» (эльдар). Ауле отвел гномов в «дальние и темные места и уложил на покой на долгие годы». (В более красивом и литературном виде историю создания гномов можно найти в «Сильмариллионе», советую прочесть оттуда главу «об Ауле и Яванне» =) )
Достоверно эльфам и людям известны лишь два из этих «дальних и темных мест» - кряж Эрэд Луин и гора Гундабад. Первое для нас важнее, поскольку именно гномы Эрэд Луин будут присутствовать на игре.

О гномах Эрэд Луин:
Хребет Эрэд Луин – место пробуждения гномов из рода Огенннобородых и Широкозадых (не я придумывала эти названия! XD ). Именно они, по всей видимости, основали под горой Долмед город Белегост (кхузд. Габилгатхол) и южнее него – город Ногрод (кхузд. Тумунзахар, он был южнее Белегоста). И именно с ними больше всего контактировали эльдар в Первой Эпохе.
Гномы из Ногрода и Белегоста появляются в Белерианде где-то в 1250 году (до прихода нолдор в Белерианд и первого года Солнца еще 250 с лишним лет). Они довольно активно общаются с Тинголом и в районе 1300 года даже строят для него Менегрот (естественно, не за «спасибо», а за весьма ценимый гномами жемчуг). В 1330 году твари Врага снова начинают шевелиться и просачиваться в Белерианд с востока, через перевалы Эрэд Луин. Гномы не оставили этот факт без внимания и предупредили Тингола. Тот предупреждению внял и заказал гномам большую партию оружия – хоть синдар и выучились у соседей кузнечному делу, но в закалке стали гномов не могли превзойти даже нолдор. Лучшим мастером-оружейником среди них считался Телхар из Ногрода, а в плетении кольчуг не знали себе равных умельцы из Белегоста (они, собственно, и были изобретателями кольчужного плетения)
Но после возвращения Моргота в Эндорэ торговля хиреет из-за небезопасности торговых путей. В норму она приходит лишь тогда, когда в окрестностях озера Хэлеворн появляется Карантир со своим народом. Нолдор Карантира охраняли гномий тракт и все изделия гномов проходили через руки четвертого сына Феанаро, за счет чего тот «изрядно обогатился». Гномы, впрочем, тоже не были в обиде и убытке – в лице нолдор они получили единомышленников (как ни крути, два самых любимых Ауле народа) и новых заказчиков (еще один гномий «проект века» после Менегрота – Нарготронд Финрода). Кроме того, гномами очень ценились самоцветы нолдор и их ювелирные украшения
(чуть подробнее и красивее все это написано в «Сильмариллионе», в главах «О синдар» и «О возвращении нолдор»)

О других гномьих царствах:
Самое известное из них и наиболее почитаемое среди гномов – это гора Гундабад (кхуздул), где пробудился Дурин, праотец Долгобородов (кхузд. сигин-тарег на кхздуле, квенья – Андафангар, на синдарин – Анфангрим).
Дурин был, похоже, одной из самых культовых фигур у гномов (во всяком случае, про него больше всего написано =) ). Он прославился как невероятный долгожитель (его даже прозвали Бессмертным) и как основатель гномьего царства Казад-Дум (еще одно название на кхуздуле, но, думаю, эльфы использовали не его, а другое название – Хадходронд. И пусть кто-нибудь попробует назвать Казад-Дум «Морией»! :-Р Это – более позднее название! И мифрил гномы пока что не нашли, увы).
Немного о Казад-Думе: пожив какое-то время у Гундабада, Дурин отправился на юг, и вскоре достиг Эрэд Митрин (Мглистые горы), где в озере Зеркальном (кхузд: Келед-Зарам) увидел отражение звезд в воде, сложившееся в корону над его головой. Приняв это как благоприятный признак, Дурин основал под Мглистыми горами царство Казад-Дум, где правил долгие годы и в конце концов был похоронен. Его род никогда не прерывался, и время от времени среди потомков Дурина появлялся столь похожий на него наследник, что гномы считали его новым воплощением их легендарного прародителя.
(На заметку игрокам, заявляющимся на гномов – про Казад-Дум можно травить байки-сказки-легенды. Кто жаждет гномского эпоса – мастера с радостью с вами пообщаются на предмет его генерения)
Насчет остальных гномьих царств информации очень и очень мало. Известно, что еще два из них находились сильно восточнее, и расстояние от Гундабада до них было даже больше, чем расстояние между Эрэд Луин и Гундабадом. В этих царствах жили Железные Кулаки и Густобороды, а также Черноволосые и Каменноногие. Хотя четыре гномьих царства были очень далеки друг от друга, гномы различных родов не прерывали связи между собой, и в ранние эпохи часто устраивали встречи в Гундабаде, а во времена великой нужды даже самые отдаленные поселения отправляли помощь любому роду (впрочем, бывало и так, что один гномий род воевал с другим. Есть даже упоминания о том, что гномы переходили на службу к Морготу, так что все не так-то просто).

Нравы и привычки гномов:
Гномы очень неохотно переселялись и образовывали постоянные поселения или «царства» вдали от мест пробуждения, кроме, как в случае нападения превосходящего противника или из-за катастроф (таких, как затопление Белерианда, например). Еще неохотнее гномы учили кого-либо своему языку (он был общим для всех родов гномов) и скрывали свои личные имена от чужаков(даже на могильных камнях высекались не истинные имена, а «внешние»), хотя имена родов и королевств не были тайными. А уж совсем неохотно гномы общались с животными – так, например, ни один гном добровольно не садился на лошадь, и никто из них не занимался приручением домашних животных, даже собак. Потому всяческие продукты сельского хозяйства гномы закупали и выменивали у эльфов и людей, а также охотно подряжались работать строителями (отгрохали же Тинголу Менегрот, а Финроду – Нарготронд), шахтерами и т.д.

О взаимоотношениях с эльфами:
Дружба между наугрим и эльфами всегда была холодна, хотя и весьма выгодна тем и другим (с) Сильм. Но с нолдор отношения были несколько теплее, чем с синдар (научили же гномы того же Куруфина своему языку?). Я думаю, что в силу некой схожести интересов (ковать, ковать и еще раз ковать! =) ), между гномами и нолдор шел довольно интенсивный обмен опытом. Причем не только опытом в области кузнечного и ювелирного дела, но и военного дела тоже. В период Долгого Мира нолдор казалось, что штурм и зачистка Ангбанда – это вполне себе обозримое будущее. А поскольку Ангбанд – это не только наземные укрепления, но и целый комплекс подземных сооружений, то надо учиться технике ведения боя в закрытом пространстве, под землей. А кто может научить этому лучше гномов? (а еще лучше – заручиться поддержкой этих самых гномов, чтоб они помогали не только советом, но и делом…)

Из области легенд о:
Среди эльфов бытовало поверье, что гномы после смерти возвращаются в землю и камни. Сами же гномы верят, что Ауле-создатель заботится о них и собирает в Мандосе, в отдельном чертоге (ха, мне кажется, среди гномов может вполне себе ходить легенда об эдакой версии Вальхаллы), и что в древности он открыл их праотцам, что перед концом мира Илуватар благословит гномов и даст им место среди своих Детей, а после гномы будут помогать Ауле восстанавливать Арду после Последней Битвы.

П.С. Гномам не в диковинку было воевать между собой, хотя подобные вещи и осуждались (хе-хе, мое богатое воображение живо так представило себе гномий аналог Ромэо и Джульетты=) ) И вообще, как мне кажется, их нельзя назвать "безусловно светлыми" созданиями. Скупость, стремление в первую очеред извлечь свою выгоду - все это было.